8 (800) 201-62-27
8 (812) 570-05-14
info@vuconsult.ru
м. Адмиралтейская
Петербург, ул. Галерная, 33, 1 этаж

Договор перевозки и ТЭД

Договор перевозки

Договоры перевозки — это обобщающее понятие, которое предусмотрено Гражданским кодексом РФ, включающее в себя несколько видов договоров по перевозке грузов, пассажиров и багажа, которые могут заключить стороны для своих целей:

1. Договор перевозки груза

Особенности:

  • выдача отправителю груза транспортной накладной или иного документа на груз = заключению договора;
  • за перевозку грузов взимается провозная плата, установленная соглашением сторон;
  • договор может быть как реальный, так и консенсуальный;
  • условие о предмете договора и о цене услуг по перевозке груза является существенным, без него договор будет признан незаключенным;
  • срок исковой давности для обращения в суд по требованиям, вытекающим из договора перевозки составляет 1 год с момента, определенном в законе;
  • обязателен досудебный порядок-предъявить претензию за 30 дней до обращения в суд;

2. Договор перевозки пассажира

Особенности:

  • приобретение билета = заключению договора
  • билет, багажная квитанция и квитанция на провоз ручной клади содержат условия договора;
  • перевозчик обязан перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа — доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу;
  • пассажир обязан оплатить проезд и провоз багажа;
  • сторонами договора являются: перевозчик — владелец транспорта общего пользования, осуществляющий регулярные перевозки, и пассажир — физическое лицо;
  • Существенными условиями являются: условие о предмете договора, т. е. кто пассажир и какой багаж, а также условие о цене;
  • по способу заключения договор перевозки пассажира является договором присоединения, поскольку пассажир присоединяется к опубликованным в правилах условиям перевозки;
  • применяются положения Закона «О защите прав потребителей».

3. Договор фрахтования

Особенности:

  • содержит в себе элементы договора аренды;
  • стороны договора: перевозчик и фрахтователь;
  • дает право взять в аренду под перевозку грузов или пассажиров с багажом транспорт частично или полностью;
  • отсутствует возможность владения и пользования зафрахтованным транспортом в отличии от аренды транспортного средства с экипажем;
  • возможно предусмотреть условие, согласно которому выгодоприобретателем будет третье лицо — грузополучатель, т. е. согласно ст. 430 ГК РФ этот договор будет договором в пользу третьего лица;
  • в случае возникновении вреда здоровью, жизни или имуществу перевозимых пассажиров, ответственность несет перевозчик;
  • оформление договора фрахтования для перевозки на морском транспорте происходит соответственно одной из стандартных форм (проформ) с приложением коносамента, где указаны обязательные условия перевозки.

4. Договор об организации перевозок

Особенности:

  • договор может заключаться посредством принятия перевозчиком к исполнению заказа на основе заявки, такой договор считается заключенным с момента принятия перевозчиком заявки грузоотправителя и регулирует отношения, предшествующие заключению реального договора перевозки грузов;
  • существенными условиями являются условия о наименовании транспортных средств, их количестве и сроках их предоставления отправителю для предъявления грузов к перевозке;
  • отправитель груза вправе отказаться от поданных транспортных средств только в случае, если они не пригодны для перевозки соответствующего груза;
  • перевозчик обязан подать отправителю груза под погрузку в срок, установленный принятой от него заявкой (заказом), исправные транспортные средства (указанные в заявке) в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза;
  • договор перевозки грузов заключается обычно на неопределенный срок.

5. Договоры между транспортными организациями

Особенности:

  • такие договоры заключаются с целью обеспечения взаимодействия транспортных организаций различных видов транспорта при передаче груза друг другу;
  • существуют две группы таких договоров:
    1. договоры, обеспечивающие заключение договоров перевозки груза: например, договор о подаче транспортных средств под погрузку и предъявлении груза к перевозке, долгосрочные договоры об организации перевозок грузов такие как узловые соглашения и договоры на централизованный завоз и вывоз грузов;
    2. договоры, обеспечивающие исполнение договоров перевозки груза. К примеру, соглашения о прямом сообщении, о прямом смешанном сообщении, узловые соглашения, договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов и т. д.
  • речь об оказании услуг транспортными организациями может идти только по отношению к третьим лицам, которые стороной соглашения не являются;
  • узловое соглашение — это гражданско-правовой договор, в соответствии с которым перевозчики различных видов транспорта обязуются совершать в установленном договором порядке в отношении друг друга согласованные действия в интересах грузоотправителя (грузополучателя), направленные на своевременную передачу груза в пункте перевалки с одного вида транспорта на другой в целях организации исполнения обязанности перевозчика по доставке груза и заключаются на 5 лет;
  • договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов являются договорами организационного типа и не являются договором перевозки;
  • от узловых соглашений договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов отличаются тем, что в целом подчинены условиям договора транспортной экспедиции.

Глава 41 ГК РФ посвящена договору транспортной экспедиции, который отличается от договора перевозки тем, что позволяет оказать более широкий спектр услуг.

Особенности договора транспортной экспедиции:

  • сторонами договора транспортной экспедиции являются экспедитор и клиент;
  • клиентом может быть юридическое лицо, ип и физическое лицо, обладающее необходимым объемом дееспособностью;
  • экспедитором может быть только юридическое лицо и ИП;
  • договор заключается только в письменной форме, если заключен устный договор на основе заявки, то суды отказывают клиенту в праве требования убытков с экспедитора;
  • фактом получения экспедитором груза является экспедиторская расписка установленной формы;
  • документами, подтверждающими перевозку являются: транспортные накладные, заявки, наряды, путевые листы и т. д.;
  • акт выполненных услуг подтверждает факт перевозки груза;
  • в случае утраты, недостачи или повреждении груза экспедитор обязан возместить ущерб клиенту и упущенную выгоду;
  • договором может быть предусмотрена дополнительная обязанность: возвратить клиенту ранее уплаченное вознаграждение, если оно не входит в стоимость груза, в размере, пропорциональном стоимости утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза;
  • груз считается утраченным, если он не был выдан по истечении тридцати дней со дня истечения срока доставки;
  • стоимость груза определяется исходя из цены, указанной в договоре или счете продавца, а при ее отсутствии исходя из средней цены на аналогичный товар;
  • если во время выдачи груза получатель не уведомил экспедитора в письменной форме об утрате, о недостаче или повреждении груза и не указал о недостаче или повреждении груза, то считается, что они получили груз неповрежденным, кроме скрытых повреждений — тогда необходимо направить претензию в течение 30 календарных дней экспедитору;
  • клиент несет ответственность за несвоевременную уплату вознаграждения экспедитору и возмещение понесенных им в интересах клиента расходов в виде уплаты неустойки в размере одной десятой процента вознаграждения экспедитору и понесенных им в интересах клиента расходов за каждый день просрочки, но не более чем в размере причитающегося экспедитору вознаграждения и понесенных им в интересах клиента расходов;
  • экспедитор не вправе застраховать груз без согласования с клиентом;
  • при одностороннем отказе от исполнения договора транспортной экспедиции клиент или экспедитор возмещает другой стороне убытки, вызванные расторжением договора, и уплачивает штраф в размере десяти процентов суммы понесенных экспедитором или клиентом затрат;
  • при осуществлении предпринимательской деятельности обязательно подать претензию экспедитору в течение 6 месяцев со следующего дня, когда груз должен был быть выдан или выдан с повреждениями и в течение 1 года клиент должен обратиться в суд;
  • при предъявлении иска при оказании экспедиционных услуг для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности направлять экспедитору претензию не надо, можно сразу обращаться в суд с соблюдением срока исковой давности;
  • срок исковой давности — 1 год с момента, когда клиент узнал о нарушении своих прав, кроме исков о взыскании убытков — срок 3 года по общему правилу.

Звоните в компанию ООО «Ваш юрисконсульт», и наши юристы проконсультируют Вас по вопросам заключения договоров перевозки, транспортной экспедиции и помогут в их составлении.

Обращайтесь к нам по телефону +7 (812) 570-05-14, и мы будем рады Вам помочь!

Заказать услугу
Оставьте ваш контактный номер телефона, и мы перезвоним вам в ближайшее время.